Ранее мы уже сообщали, что при проектировании в 2024 году необходимо учитывать изменившиеся требования в области пожарной безопасности!
В своей статье мы сделали акцент на том, что разработанные на основании нормативной базы 2023 года СТУ не будут согласованы в МЧС, поскольку в 2024 году основания для этого отсутствуют, поскольку объем компенсирующих мероприятий, необходимых для безопасности объектов стал частью требований СП. То есть, произошло сокращение оснований для разработки СТУ.
Как же быть в ситуации, когда:
1) ГПЗУ, на основании которого выполнено проектирование, выдан в 2023 году и, следовательно, нормативные требования к проектируемому объекту эксперты будут предъявлять на дату выдачи градплана, как того требует ч. 5_2 ст. 49 ГрК РФ;
2) при этом проектные решения отклонялись от требований в части пожарной безопасности, действующих в 2023 году, и для объекта на тот момент требовалась разработка СТУ;
3) согласование этих СТУ не было осуществлено в 2023 году, а в 2024 МЧС отказывает в согласовании СТУ, поскольку основания для этого уже отсутствуют.
Получается, что у нас имеется ГПЗУ, выданный в 2023 году и именно в соответствии с его датой будет применяться нормативная база на этапе проведения экспертизы, и в то же время согласовать в МЧС СТУ у Вас уже вряд ли получится, поскольку они руководствуются действующей в 2024 году нормативной базой.
На текущий момент возможны три варианта действий, которые в полной мере соответствуют действующему законодательству:
- повторное получение ГПЗУ текущей датой в 2024 году (то есть, ГПЗУ будет получен после вступления в силу измененных нормативных документов и разработка СТУ не потребуется);
- ожидание окончания полуторогодовалого периода с момента выдачи ГПЗУ и выполнение проектных решений, согласно нормативных документов, действующих на момент поступления проектной документации в экспертизу, поскольку именно этого требует ч. 5_2 ст. 49 ГрК РФ;
- изменение проектных решений с целью исключения необходимости разработки СТУ (временное упрощение решений), получение положительного заключения экспертизы по нормам, действующим на дату ГПЗУ (2023 год) и последующая корректировка проектной документации (до решения, требующего разработки СТУ согласно устаревших требований НД) с указанием в техническом задании актуальной нормативной документации, что является возможным согласно п. 45_11 Постановления Правительства № 145. В этом случае удастся сохранить ГПЗУ 2023 года, но в то же время осуществить проектирование по нормам 2024 года, однако придется дважды пройти экспертизу проекта;
- внесение изменений в задание на проектирование, в котором будут прописаны нормативные документы, вступившие в силу после выдачи ГПЗУ, то есть действующие на момент внесения изменений в ТЗ. Данная возможность обусловлена требованием ч. 4 ст. 16_1 ФЗ № 184, согласно которой своды правил, включенные в добровольный перечень, допускается не применять, а взамен, для оценки соответствия требованиям технических регламентов, предусматривать обоснование иными документами, которыми и будут являться измененные СП из добровольного перечня.
По начатым до 2024 года проектным работам, экспертная оценка которых будет осуществлена в 2024 году, рекомендуем провести ревизию технических решений, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку данные требования существенно изменились.
А мы и далее будем информировать Вас о самом актуальном.
Заказать разработку специальных технических условий для различных объектов защиты, задать индивидуальные вопросы и получить бесплатную консультацию по вопросам пожарной безопасности можно в нашем телеграм-канале или на сайте.