В статье рассмотрены основные вступившие в силу с 01.03.2025 изменения природоохранного законодательства, которые следует учитывать при проектировании ОКС.
Имейте ввиду, что именно на этапе проектирования должны быть предусмотрены решения по защите окружающей среды. Отсутствие необходимых и достаточных проектных решений является нарушением, предусматривающим ответственность.
2024 год стал важным этапом в развитии экологического законодательства России. Новые нормативные акты и поправки к существующим законам существенно повлияют на подходы к проектированию мероприятий по охране окружающей среды. Эти изменения затронут как крупные промышленные предприятия, так и малый бизнес, требуя пересмотра стратегий и адаптации к новым требованиям. Рассмотрим ключевые изменения и их влияние на проектирование.
1. Новые требования к оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)
С 1 марта 2025г. вступает в силу новый порядок проведения ОВОС, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1644. Изменения направлены на повышение прозрачности, доступности и эффективности экологических процедур, но требуют от проектировщиков адаптации к новым требованиям.
Основные аспекты, которые повлияют на проектирование:
1) Упрощение процедуры для проектов, которые уже прошли общественные обсуждения до 1 марта 2025г. – к этим материалам ОВОС новые правила не применяются. Это позволяет сократить сроки подготовки документации и ускорить реализацию проектов;
2) Детализация разделов ОВОС. Новый порядок требует более детального описания потенциального воздействия на окружающую среду, включая оценку рисков и предложения по их минимизации. Проектировщики должны включать в документацию подробные расчеты, моделирование и анализ возможных последствий реализации проекта. В документации необходимо обосновать выбор технологий и решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;
3) Проведение общественных обсуждений через портал Госуслуг. Проектировщики должны учитывать необходимость подготовки электронных материалов для обсуждений и обеспечения их доступности на портале. Дистанционные технологии позволяют сократить время на организацию и проведение общественных обсуждений, но требуют от проектировщиков более тщательной подготовки.
4) Повышение прозрачности и ответственности. В течение всего периода размещения объекта обсуждений участники общественных обсуждений имеют право вносить замечания и предложения. Также по инициативе граждан или уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений, проводятся слушания (то есть обсуждения в очном формате). Проектировщики должны быть готовы оперативно реагировать на замечания и предложения, поступающие в ходе общественных обсуждений, и вносить соответствующие изменения в проектную документацию.
2. Обязательное использование вторичного сырья
Вступившее в силу с 1 января 2025г. распоряжение Правительства РФ от 28.08.2024 № 2330-р вносит значительные изменения в регулирование использования вторичного сырья при производстве товаров и упаковки. Мера направлена на стимулирование переработки отходов и снижение нагрузки на окружающую среду. Основные положения Распоряжения:
- Утверждены перечни видов продукции (товаров), работ и услуг, для которых обязательно использование вторичного сырья;
- Установлены минимальные доли вторичного сырья для различных категорий: для товаров размер доли составляет от 3% (плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов) до 100% (продукция минеральная неметаллическая прочая, не включенная в другие группировки); для работ и услуг – размер доли от 5% до 10%;
- Распоряжение направлено на увеличение доли переработанных материалов в промышленности до 30% к 2030 году;
- Введены меры поддержки для предприятий, использующих вторичное сырье, включая налоговые льготы и субсидии.
Проектировщики теперь должны учитывать доступность и качество вторичных материалов при разработке проектов. В проектной документации должны быть обоснованы выбор вторичного сырья и его доля в производственном процессе, технологий и решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду с внедрением НДТ.
3. Новые правила обращения с отходами
С 1 марта 2025г. вступают в силу новые ветеринарные правила, регулирующие обращение с биологическими отходами. Новые «Ветеринарные правил сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденные Приказом Минсельхоза России от 11.11.2024 № 677, направлены на повышение биологической безопасности, предотвращение распространения инфекционных заболеваний и минимизацию рисков для окружающей среды. Правилами предусмотрен дифференцированный подход к обращению с умеренно опасными и особо опасными биологическими отходами.
Требования к умеренно опасным биологическим отходам
- Умеренно опасные отходы должны собираться в герметичные контейнеры или пакеты, устойчивые к проколам и разрывам;
- Хранение допускается в специально оборудованных местах, недоступных для животных, птиц и насекомых;
- Срок хранения — не более 24 часов (в исключительных случаях — до 72 часов при температуре не выше +4°C);
- Перемещение отходов осуществляется специальным транспортом, оборудованным герметичными контейнерами;
- Транспортные средства должны быть маркированы и предназначены исключительно для перевозки биологических отходов;
- Умеренно опасные отходы могут утилизироваться на специализированных предприятиях, перерабатывающих отходы в кормовые добавки, удобрения или биотопливо;
- Допускается сжигание в крематорах или инсинераторах;
- Захоронение в биотермических ямах возможно только при соблюдении строгих требований к месту захоронения.
Требования к особо опасным биологическим отходам
- Особо опасные отходы должны собираться в герметичные контейнеры, устойчивые к химическому и биологическому воздействию;
- Хранение допускается только в изолированных помещениях с ограниченным доступом;
- Срок хранения — не более 12 часов (в исключительных случаях — до 24 часов при температуре не выше +4°C);
- Перемещение особо опасных отходов осуществляется под строгим контролем ветеринарных служб;
- Транспортные средства должны быть оборудованы системами дезинфекции и маркированы специальными знаками;
- Особо опасные отходы подлежат обязательному уничтожению путем сжигания в крематорах или инсинераторах;
- Захоронение в биотермических ямах запрещено;
- После уничтожения отходов зола и другие остатки должны быть обеззаражены и утилизированы в соответствии с санитарными нормами.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» направлен на совершенствование регулирования системы обращения с медицинскими отходами; определяет, что понимается под обращением с медотходами, их накоплением, обеззараживанием и обезвреживанием; устанавливает особенности обращения с такими отходами.
Новый закон кардинально меняет подход к медицинским отходам, вводя новые правила обращения с ними в два этапа: с 01.07.2025 г. изменения коснутся медотходов классов «А» и «Д»), а с 01.09.2026 г. – медотходов классов «Б», «В» и «Г»). При этом медицинские отходы класса «Г» будут разделены на две группы: подобные по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам, то есть отходам I и II классов опасности, и прочие отходы.
В ч. 3 ст. Закона № 323 закреплено новое правило регулирования обращения с медицинскими отходами и их учет законодательством РФ, а не только законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено новое правило о применении к медицинским отходами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения до их передачи лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
Медотходы класса «А» будут приравнены к ТКО, а медотходы классов «Б», «В» и «Г» (за исключением подобных по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам) после обезвреживания будут передаваться операторам по обращению с отходами производства и потребления.
Проектировщики должны разрабатывать системы учета и управления отходами, которые соответствуют новым требованиям!
Изменения в природоохранном законодательстве направлены на:
- усиление экологического контроля,
- снижение негативного воздействия на окружающую среду,
- стимулирование переработки отходов.
Их реализация требует от проектировщиков значительных усилий по адаптации к новым требованиям и пересмотру своего отношения к таким разделам проекта как ПМООС.
Именно на этапе проектирования следует достоверно квалифицировать ОКС и оценивать будущее его воздействие на экологию как в период строительства, так и на этапе и эксплуатации. Отсутствие необходимого и достаточного набора мероприятий (от предусмотренного проектом использования извлекаемого грунта до корректной оценки образования отходов с правильно подобранными контейнерами для их сбора) может привести не только к недостоверно определенной стоимости строительства, но и к невозможности эксплуатации объекта.
Для успешного выполнения этих задач важно своевременно обновлять документацию, внедрять современные технологии и активно взаимодействовать с надзорными органами.
Сократите издержки и достигайте своих целей увереннее вместе с нами!
В нашем экспертном центре Вам всегда доступны:
- негосударственная экспертиза ПСД и РИИ в т.ч. подготовленных в виде ИМ (ЦИМ, ЦИММ);
- аудит результатов инженерных изысканий на стороне заказчика (при приемке) или перед направлением на государственную экспертизу, в т.ч. государственную экологическую экспертизу;
- консультирование и сопровождение в процессе выполнения работ;
- санитарно-эпидемиологические экспертизы (СЗЗ, ПДВ и др);
- сопровождение в арбитраже по вопросам ПИР (досудебные и судебные экспертизы).